Бизнес отказался интегрироваться в Евразийский экономический союз

Бизнес отказался от миграции в рамках евразийского пространства. Эксперты Евразийского банка развития ожидали, что компании будут переезжать в страны с более мягкими налоговыми режимами, но этого не случилось из-за слишком активного участия властей России, Казахстана и Белоруссии в экономике

Неоправданные надежды

Идея конкуренции юрисдикций внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не реализовалась, констатирует Евразийский банк развития (ЕАБР) в своем ежегодном докладе о евразийской интеграции. Компании отказались менять место работы в поисках более низкой налоговой нагрузки, как рассчитывали эксперты, а причиной этому стало активное участие властей в экономике.

«Серьезные надежды» на рост конкуренции юрисдикций были в начале действия Таможенного союза (2011–2012 годы), отмечает ЕАБР. Компании, по ожиданиям аналитиков, могли бы переезжать, например, из России, где уровень налоговой нагрузки в 2008–2014 годах в среднем составлял 34% ВВП, в Казахстан с нагрузкой в 14%. В 2013 году в Казахстане было зарегистрировано 10,7 тыс. предприятий с российским капиталом, в 2016 году их число выросло незначительно — всего до 11 тыс., следует из данных российской Торгово-промышленной палаты, которые предоставил ЕАБР. Эти 11 тыс., среди которых в основном малый бизнес и импортеры, — весомая часть иностранного бизнеса в Казахстане (всего в стране зарегистрировано 33 тыс. зарубежных компаний), но стабильной динамики роста тут так и не наметилось, отмечают аналитики.

«Конкуренции юрисдикций в Евразийском союзе пока не будет. Для стран—потенциальных «магнитов» бизнеса это минус. Для стран—потенциальных «доноров» это плюс: они не теряют базу налогообложения. В целом для ЕАЭС это минус: более высокий уровень мобильности компаний и капитала повысил бы общую эффективность интеграционного объединения и стимулировал бы страны бороться за бизнес, улучшая инвестиционный климат», — говорит РБК директор Центра интеграционных исследований ЕАБР Евгений Винокуров.

Таможенный союз в рамках ЕАЭС начал действовать в 2010 году, с 2015 года вступил в силу договор о Евразийском экономическом союзе. В него входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

В чем смысл конкуренции юрисдикций

Конкуренция юрисдикций могла бы подтолкнуть власти разных стран снижать административные барьеры из-за того, что бизнес будет иметь возможность «проголосовать ногами» и переехать туда, где ему легче работать, поясняется в докладе. Потенциальными выгодоприобретателями от такой конкуренции являются международные компании, а также малый и средний бизнес. Государство, которое компании покидают, может столкнуться с сокращением бюджетных доходов. А страна, принимающая зарубежный бизнес, будет вознаграждена дополнительными доходами и ростом деловой активности.

Подвело государство

Главным препятствием для конкуренции юрисдикций стала высокая доля государства в экономике, считают эксперты ЕАБР. В 2015 году в России она составила 70% — вдвое больше, чем в 2005 году, говорилось в последнем докладе ФАС о состоянии конкуренции. Роль монополий растет, как и вмешательство государства в процесс производства — все это является признаками государственно-монополистического капитализма. Государство «берет на себя все больший объем организационно-хозяйственных функций», указывала антимонопольная служба.

​Не лучше ситуация и в других странах Евразийского союза. По оценке ЕБРР, в Белоруссии доля участия государства в экономике составляет 70–75%, в Казахстане — порядка 60%. Среднемировой показатель — всего 30–40%.

Таким образом, менять локацию практически некому, отмечает ЕАБР. Компании с госучастием этого позволить технически не могут, а из оставшихся 30% такой возможности нет и у компаний с четкой географической привязкой. Остаются лишь 10% потенциально мобильного малого и среднего бизнеса.

Мешает конкуренции юрисдикций и «ключевая проблема евразийской интеграции» — нетарифные барьеры. Сейчас на рынке ЕАЭС действует более 450 таких препятствий. «Около 80% из них относятся к категории допустимых договором о ЕАЭС (это так называемые изъятия и ограничения). Остальные же барьеры фактически не соответствуют нормам и правовому полю союза», — подчеркивается в докладе.

Третья проблема — ориентация бизнеса на работу с государством и госкомпаниями. В странах ЕАЭС «огромный» объем госзакупок — $270 млрд в год, почти столько же, сколько составляет общий объем экспорта ($300 млрд). Общий рынок госзакупок в Евразийском союзе существует, но он малодоступен для иностранных компаний, особенно малого и среднего бизнеса, резюмирует ЕАБР.

При создании Таможенного союза ставка на рост конкуренции юрисдикций не делалась, вспоминает директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. Сейчас стагнацию в этой сфере можно расценивать как показатель того, что ЕАЭС «работает не на полную мощность», но это «эффект второго порядка», добавляет он. 

0 комментариивернуться к сообщению

Добавить свой ​​комментарий

Ник:
E-mail:
Website:
Комментарий:

Другие статьиПерейти на главную страницу

Выбор вектора: чего ждать от экономического форума в Петербурге

Выбор вектора: чего ждать от экономического форума в Петербурге(0)

В Санкт-Петербурге стартует главный экономический форум России — ПМЭФ. Около 8 тыс. участников форума услышат обсуждение российских реформ, выступление Владимира Путина и первый за три года бизнес-диалог Россия—США С 1 по 3 июня в Санкт-Петербурге пройдет очередной, XXI Международный экономический форум. Его главной темой заявлены «поиски нового баланса в глобальной экономике».

Россия опустилась в рейтинге самых конкурентоспособных экономик

Россия опустилась в рейтинге самых конкурентоспособных экономик(0)

Россия опустилась на две позиции в рейтинге самых конкурентоспособных экономик по версии швейцарской бизнес-школы IMD. Казахстан укрепил отрыв от России, поднявшись на 32-ю строчку, а Украина опустилась на 60-ю Россия сдала позиции в ежегодном рейтинге самых конкурентоспособных экономик мира по версии швейцарской бизнес-школы IMD, опустившись с 44-го места на 46-е, говорится в исследовании IMD (.pdf). Это самая низкая позиция России в этом рейтинге с 2012 года.

Арбитраж отказал «Газпрому» во взыскании $34,5 млрд с «Нафтогаза Украины»

Арбитраж отказал «Газпрому» во взыскании $34,5 млрд с «Нафтогаза Украины»(0)

Стокгольмский арбитраж отменил требование «бери или плати» по контракту «Газпрома» с «Нафтогазом» о поставках газа на Украину.

Матвиенко назвала «неприемлемой» заморозку индексации пенсий

Матвиенко назвала «неприемлемой» заморозку индексации пенсий(0)

В настоящее время сценарий с заморозкой индексации пенсий в России является «неприемлемым», считает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Так она ответила на публикацию «Ведомостей», которые сообщили о том, что Минэкономразвития спрогнозировало нулевой рост пенсий до 2035 года У Минэкономразвития сегодня отсутствуют какие-либо документы с отрицательным прогнозом относительно размера пенсий и других экономических показателей.

Госдума решила установить максимальную ставку МФО на уровне 150%

Госдума решила установить максимальную ставку МФО на уровне 150%(0)

Депутаты Госдумы намерены ограничить предельный размер процентной ставки по займам МФО и установить ее в 150%. Поправки могут вступить в силу уже к концу этого года, пишет «Коммерсантъ» Государственная дума готовит поправки к законам «О потребкредите» и «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

полная новость

Счетчики

  • Яндекс.Метрика

Социальные сети

Самые популярные категории

© 2014 24ИНФО.РФ All rights reserved.